Это определенная позиция исследователя по отношению к изучаемому объекту.
Как отмечают Э.Г.Юдин и И.В.Блауберг, это «принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования».
В современной теории воспитания получили распространение следующие исследовательские подходы:
1. Амбивалентный подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение педагогического явления через “дуальную оппозицию”, то есть двусторонне, с двух противоположных и, казалось бы, исключающих, противоречащих друг другу сторон. Как отмечает Л.И.Новикова, «амбивалентный подход возник при изучении таких феноменов педагогической практики как коллектив и индивидуальность, хаос и порядок, свобода и ответственность, дифференциация и интеграция».
2. Деятельностный подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение феноменов воспитания сквозь призму человеческой деятельности:
- отвечающей определенной его потребности,
- побуждаемой сложной иерархичной системой его мотивов,
- осуществляемой в виде цепочки целенаправленных действий и операций,
- реализующей то или иное его отношение к миру,
- обусловливающей и сопровождающей процесс становления его личности.
3. Синергетический подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).
Как отмечают авторы данного определения, «чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы. Ведущее в синергетике понятие – аттрактор, т.е. относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе множество траекторий ее возможного развития. Концептуально связанным с ним понятием является бифуркация. Оно означает некую точку, фазу, в которую время от времени попадает система. В точке бифуркации система оказывается в неопределенном, неустойчивом состоянии. В такой критический момент перед ней открывается выбор между несколькими и очень разными сценариями дальнейшего развития. Механизмом развития системы может стать резонансное воздействие, т.е. несильное, небольшое, “точечное” воздействие, соответствующее каким-то уже наметившимся, существенным тенденциям в ее развитии».
4. Системный подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение того или иного феномена воспитания как системы, связи и отношения между компонентами которой позволяют ей приобрести новое качество по сравнению с совокупностью качеств ее частей. Самый простой пример системы – велосипед. Груда всех велосипедных деталей никогда не поедет, как не поедет и беспорядочно собранная из этих деталей целая конструкция. Свое главное качество велосипед приобретет лишь тогда, когда все его части будут собраны в определенной последовательности и образуют между собой строго определенные связи. Применить системный подход к анализу того или иного феномена воспитания – это значит не просто обнаружить некие его составные компоненты, но определить связи и отношения между этими компонентами, а также – элементарную единицу системы, простейший ее элемент, который, сочетаясь с другими такими же элементами в те или иные комбинации, образует индивидуальность системы.
5. Событийный подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение воспитания как со-бытия взрослого и ребенка. По словам Д.В.Григорьева, воспитание – это «духовная практика (встреча идеальных планов сознания взрослого и ребенка), к тому же дискретная, осуществляющаяся от встречи к встрече, от события к событию». Здесь «взрослый совершает духовное усилие, направленное на приобщение ребенка к миру человеческих норм и ценностей. Если ребенок откликается на это усилие, резонирует ему, выходит из натурального плана встречи со взрослым в идеальный (духовный) план, то происходит событие воспитания (физическая встреча становится со-бытием личностей)»
6. Средовой подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение процесса развития личности ребенка в зависимости от условий окружающей его среды, а воспитание – как систему таких действий со средой, которые обеспечили бы ее превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного результата (Ю.С.Мануйлов).
7. Структурный подход – это исследовательский подход, предполагающий принципиальную важность не столько изучения тех или иных компонентов воспитания (по отдельности или в их совокупности), сколько изучения положения этих компонентов относительно друг друга, их связей и отношений, то есть структуры.